Отчёт Программа Участники Фотоотчёт Партнерам Программный комитет Выставка Партнеры

При поддержке:

Пленарное заседание №2 "Цифровое настоящее. Реальные кейсы"

2722 просмотра

Модераторы Алексей Кравченко (4CIO) и Павел Анисимов (АНО «Цифровая экономика») открыли второе Пленарное заседание, представив спикеров:

Олеся Клычихина (ДИТ Москвы);

Игорь Кириченко (NAUMEN);

Евгений Борисов (ФРИИ);

Григорий Колесников (Bayer);

Илья Зырянов (Фармстандарт);

Кирилл Корнильев (IBM CEE).

«Для затравки» Игорь Кириченко поделился собственными впечатлениями от сцены в недавно вышедшем британском фильме: в ходе одного из скетчей сценаристы ненавязчиво протолкнули идею «если бы айтишники правили странами, жизнь была бы намного лучше». :)

Модераторы предложили обсудить теперешнее положение с программами цифровой трансформации — государственными, региональными, корпоративными и любыми другими. Мы часто читаем о них в новостях, но что происходит в реальном мире, «на земле»? Есть ли потребность в кросс-секторальном общении? Что планируем делать?

Евгений Борисов представил презентацию (скачать её можно здесь), посвящённую теме секции — цифровому будущему в разрезе реальных кейсов, и начал он её с материала компании Deloitte, опросившей руководителей крупных компаний на предмет ожиданий от цифровой трансформации. Их ответы не включали важную вещь — деньги. Ни один из отвечавших не вспомнил, что в основе цифровой трансформации всё-таки экономика — на что и обратил внимание аудитории докладчик.

Делясь собственным опытом работы с компонентами цифровой трансформации, Евгений объяснил, что ни один технологический стартап и ни одно подобное начинание не «взлетело» без спроса в корпорации — собственно, заказчика и покупателя всей истории.

Говоря о примерах начала цифровой трансформации, докладчик начал со своего любимого примера — робота Веры, после чего рассказал и о других примерах, оцифровавших бизнес-процессы, к которым раньше было сложно даже подступиться. Например, основанная на машинном обучении система, способная проанализировать и оптимизировать сельскохозяйственные процессы, увеличивая собранный урожай, экономя усилия персонала и ресурс техники. Также Евгений подробно рассказал ещё о нескольких примерах из реальных кейсов цифровой трансформации в бизнесе сегодняшнего дня — в области машиностроения, ритейла, транспорта, ЖКХ и обучения. Подробнее с его выступлением можно ознакомиться на видео.

Поблагодарив за столь впечатляющие истории успеха, Павел Анисимов предложил Григорию Колесникову рассказать о взгляде со стороны компаний, которые проводят у себя цифровую трансформацию. Как строить эти процессы? Как «ловить» успешные кейсы и строить на них экономику?

Григорий для начала объяснил базовые принципы работы компании — три сферы бизнеса (рецептурные препараты, безрецептурные препараты и сельскохозяйственная отрасль), для каждой существует собственная модель развития, свои бизнес-заказчики и прочее. Есть и акселерационная программа, запущенная совместно с ФРИИ, которая позволяет молодым командам-стартапам предлагать собственные решения задач бизнеса — а также и «изобретать» собственные инновационные подходы к оптимизации существующих процессов компании.

Далее от модераторов последовал вопрос, как обстоит дело с «правом на ошибку» — есть ли в компаниях возможность свободно экспериментировать и пробовать новое? Здесь Григорий объяснил: в целом фармацевтическая индустрия достаточно инновационна и связана с серьёзным интеллектуальным капиталом — единственная основная проблема заключается в развитии внутренней культуры. В Bayer пришлось организовать целый кластер специалистов, поддерживающих процессы цифровой трансформации. К тому же не пришлось организовать какую-то специальную «песочницу» и тратить на это деньги — затраты ложатся на выпускаемые продукты, благодаря чему у руководства компания не создаётся негативного впечатления об инновациях. Среда практически идеальная!

Далее модераторы обратились к Олесе Клычихиной с просьбой пролить свет на ситуацию с цифровой трансформацией города Москвы — что там происходит, и как удаётся занимать высокие места в рейтингах готовности к цифровому будущему?

Олеся заметила, что процессы цифровизации (как её ни назови) идут в столице с начала 2000-х, и сейчас они просто переходят в решительную стадию. Как пример, она привела проект «Московская электронная школа», позволившая школьникам получать учебные материалы онлайн, а учителям — быстрее и эффективнее работать с учебными планами и книгами.

Также упоминалась и буквально пронизанные различными датчиками системы общественного транспорта и ЖКХ, накапливающие колоссальные массивы информации — чем не кейс интернета вещей и «биг даты»? Конечно, заходила речь и о портале MOS.Ru, объединившем в себе несколько десятков разрозненных систем.

Подытоживая, Олеся рассказала о стратегии цифровизации Москвы, в разработке которой принимали участие десятки тысяч компаний из отрасли — сотни и сотни новых идей для города, ряд серьёзных инновационных инициатив и много другое.

Отвечая на вопрос о взгляде со стороны поставщиков ИТ, Игорь Кириченко заметил, что ИТ-компании, в свою очередь, тоже подвержены цифровой трансформации — те, кто не сможет вовремя сообразить, что ждёт бизнес за следующим поворотом, окажутся выброшенными на обочину.

Например, Игорь рассказал о голосовых роботах, которые берут на себя шквал звонков в саппорт «Почты России» от людей, которые ищут свои посылки (а посылок из Китая сейчас валится масса — АлиЭкспресс, сами понимаете). По словам Игоря, эти роботы снимают со службы поддержки до 60% звонков. А в Мосэнергосбыте и вовсе странная ситуация с колл-центром — он «сезонный», и нужен по большей части лишь 5 дней в месяц. Дело в том, что раз в месяц триста тысяч людей, по той или иной причине не пользующихся цифровыми каналами, звонят в Мосэнергосбыт, чтобы подать данные со счётчиков. Роботы — идеальное решение задачи, которая существует лишь 60 дней в году. Подробнее про эти и другие подобные кейсы можно послушать на видео.

Затем слово взял именинник Кирилл Корнильев, взявшийся обрисовать взгляд на мировой опыт. Начал он с базового определения цифровизации — массовое проникновение ИТ в те места, где раньше их не было. Приводя в пример машинное обучение, он заметил, что бывают крупные проекты, требующие вовлечения руководства компании — но основная масса продвигается мелкими проектами, идущими в довесок к другим внедрениям. И происходит это довольно-таки массово.

Также Кирилл обратил внимание аудитории на то, что под цифровой трансформацией скрывается совсем новая экономика — решения, позволяющие решать сложные практические задачи за неожиданно скромные деньги. Запуск большинства инновационных решений для промышленности реально дёшев, и это главное отличие цифровизации от предыдущих волн изменений на рынке.

Резюмируя дискуссии, модераторы предложили Илье Зырянову представить его точку зрения. По его мнению, в большинстве компаний о цифровой трансформации думать пока рано — для неё не хватает ни практического опыта, ни самой культуры бизнеса… Кроме того, на текущем этапе развития российской индустрии ИТ, по словам Ильи, лучший CDO — это CEO компании. Дело не в том, что айтишники какие-то плохие — просто цифровая трансформация ещё только на старте, и пока что для её полномасштабного запуска нужны усилия высшего руководства компании, а не только департамента ИТ.

Гранд партнер


VIP партнер


Технологический партнер


Партнёр печати



Генеральный информационный партнер


Инфопартнеры