Отчёт Программа Участники Фотоотчёт Партнерам Программный комитет Выставка Партнеры

При поддержке:

Секция №7 "Чего не хватает CIO, чтобы стать CDO?"

2347 просмотров

Евгений Колесников (МФТИ), выступивший модератором секции «От CIO к CDO», открыл секцию предложением обсудить три вопроса:

В чём разница информатизации и цифровизации?

Что изменится, а что останется неизменным?

Какие KPI предстоит соблюдать, и чем они будут отличаться от теперешних?

Именно эти темы были определены основными среди бурного моря дискуссий вокруг самого понятия CDO. Евгений отдельно заметил, что в своей презентации (скачать её можно здесь) старался избегать модных терминов, чтобы не усугублять и без того серьёзную неразбериху в головах.

Алексей Перфилов (Л’Этуаль) сразу же заметил, что изменения, подобные обсуждаемым, обычно проходят в компаниях под внешним давлением — причём процессы сами по себе не изменятся, они должны исходить от самого CIO и иметь чётко обозначенную цель.

Евгений Колесников и выступивший со-модератором Павел Пестряков (4CIO) поделились с аудиторией несколькими случаями из собственного опыта — в частности, речь шла о времени, когда создавалась должность CIO. Павел заметил, что суть самой трансформации «CIO-CDO» схожа с процессами пятнадцатилетней давности.

Евгений продолжал демонстрировать слайды презентации, комментируя изменения, которые происходят прямо сейчас, и высказывая собственные соображения насчёт причин и предпосылок этих процессов.

Говоря о тестировании свежих трендов внутри компании (в рамках собственной трансформации в CDO), модераторы отметили, что в первую очередь имеет смысл найти в компании «внутреннего заказчика», который своим запросом мог бы оправдать целесообразность экспериментов за счёт компании.

Также дискуссия затрагивала и операционные модели — очевидно, они могут быть очень разными, но одно ясно точно: количество денег, вложенное в платформу, вовсе не означает, что будут достигнуты выдающиеся результаты. Те же мысли верны и в адрес человеческих ресурсов: с одной стороны, денег и усилий на подбор и обучение персонала жалеть нельзя, с другой — дорогой кадр не обязательно является ценным.

Последний слайд презентации Евгения был посвящён «бутылочным горлышкам», которым подвержены процессы трансформации: это люди, которые «знают и умеют», это время, которое нельзя упускать, это технологические инновации, какими бы сырыми они ни были, а также патенты и ноу-хау.

Отвечая на заданный модератором вопрос, касающийся проектной культуры, Павел Алфёров (Школа ИТ-менеджмента РАНХиГС) заметил, что в последнее время появилось словосочетание «vanilla agile», или «гибридный подход» — в России его пока нет. Его основная мысль — ориентация на продукт, а не на проект.

Михаил Петров (ВТБ) объяснил свой взгляд на вещи — когда CIO проявляет инициативу, вытаскивает из бизнеса его потребности и оперативно подбирает технологии для решения возникающих задач, именно тогда он становится CDO. Или над ним появляется такой CDO. Или под ним. Но пена хайпа и саморекламы вокруг data science рано или поздно схлынет, и останутся лишь те, кто на самом деле умеет решать проблемы бизнеса — и делает это быстро.

Григорий Кондаков поделился своими наблюдениями от цифровизации в российском бизнесе: если кто-то что-то придумал сам, то ценность сомнительна и непонятна до определённого момента; если же кто-то за рубежом это уже сделал — значит, мысль правильная! К сожалению, этот способ мышления продолжает процветать в отечественных компаниях.

На вопрос, где брать людей, навыки и прочее, Григорий заметил: эти вещи уже известны, можно учиться у зарубежных коллег. Другой вопрос, что нужно не бездумно копировать американцев, европейцев, индийцев и китайцев, а экстраполировать их опыт на российскую действительность, тщательно оценивая целесообразность и риски тех или иных процессов.

Говоря об экономическом образовании в РФ, Григорий отметил, что преподаватели экономики в стране — скорее учёные, нежели практики, и ценного опыта у них не так много, как у зарубежных коллег. Как и на других секциях Конгресса, спикеры пришли к выводу, что российские профильные программы образования нуждаются как минимум в пересмотре (а в идеале — в тотальной смене парадигмы).

Михаил Петров посетовал, что ни одна бизнес-школа не может дать понимания и навыков управления изменениями — из-за этой нехватки навыка большинство российских руководителей действуют как бы «реактивно», а не «проактивно». Оперативно реагировать на изменения — это было здорово пятнадцать-двадцать лет назад, но кандидатам в CDO было бы хорошо научиться выстраивать эти изменения «под себя».

Алексей Перфилов предложил внести ясность — давайте разграничим прежнюю реальность и светлое цифровое будущее. Та реальность, которую мы наблюдаем сейчас — для неё придумали термин «бимодальные ИТ», и в её рамках приходится признать, что ни одна классная хайповая идея не работает без «приземления» её в серые реалистичные будни и в базовые инфраструктурные составляющие. Именно поэтому свежие технологических тренды за несколько лет начинают буксовать — на двух стульях не усидишь. Меняться должны не только тренды, но и лежащая под ними инфраструктура, этого нам сейчас и не хватает.

Павел Алфёров напомнил аудитории историю «Альфа-Лаб», которая была выделена в отдельный бизнес, провела в таком статусе несколько лет, и сейчас проходит процесс встраивания обратно. Талант руководителя, по мнению Павла, заключается в том числе и в том, чтобы не бояться подобных экспериментов и их последствий — нужно уметь ими управлять и вовремя прекращать, если они не показали желаемых результатов.

Евгений Борисов (ФРИИ), включаясь в дискуссию о том, что делать сейчас CIO, чтобы не остаться за бортом тренда CDO, подсказал — рынок CDO только зарождается, и прямо сейчас «ухватить» и научиться не получится. Однако, как объяснил Евгений, сейчас ударными темпами идёт освоение нового уклада, в котором встают по местам понятия цифровой трансформации, цифровой экономики и новых бизнес-процессов.

Подытоживая, модераторы выразили мнение, что CDO среди собравшихся будет становиться всё больше, опыт — всё богаче, и обсуждений на эту тему будет всё больше.

Гранд партнер


VIP партнер


Технологический партнер


Партнёр печати



Генеральный информационный партнер


Инфопартнеры