Отчёт Программа Участники Фотоотчёт Партнерам Программный комитет Выставка Партнеры

При поддержке:

Секция №2 "Искусственный интеллект: от хайпа к опыту"

2512 просмотров

Модератор Алексей Лобачёв (НПФ Благосостояние, Руководитель департамента ИТ) открыл секцию небольшой вступительной речью.

Как известно, большинство наших современников склонны рассматривать искусственный интеллект не как нечто из разряда научной фантастики, но как технологию, находящуюся в заключительном этапе разработки. Другими словами, теперешние подростки и студенты практически уверены, что мы увидим полноценный ИИ буквально в ближайшие десятилетия. Что это означает для бизнеса, и как на это смотрят современные айтишники?

Лев Голицын (Naumen) выступил с докладом (презентацию можно скачать здесь), в котором сразу же подтвердил то, что высказывалось на Пленарном заседании — инновации не имеют смысла, если отсутствует целеполагание. В первую очередь нормальный CDO должен ответить сам себе (и вытащить ответ из окружающих представителей бизнеса), чего именно он хочет и должен достичь? К каким результатам нужно прийти?

Бывает даже такое, что бизнес не может поставить задачу, и новопришедший CDO тоже не в силах её сформулировать — в этих случаях инновационная деятельность сводится к бессмысленной трате денег и пилотированию проектов, имеющих опосредованное отношение к сфере интересов компании.

Лев немного рассказал про методологию оценки проектов TPRL, после чего перешёл к кейсам. Подробнее с его выступлением можно ознакомиться на видео.

Сергей Сергеев (М-Видео) заметил, что сам по себе термин «искусственный интеллект» на сегодняшний день неактуален — ИИ не существует, а решения, присутствующие на рынке, представляют из себя машинное обучение и предиктивную аналитику.

Конкретно в М-Видео потребность в решениях подобного уровня произошла от извечного желания увеличить эффективность маркетинга и, по возможности, снизить «косты». По словам Сергея, всё, что для этого потребовалось — один человек с хорошей идеей и широкими познаниями в теме. Пилотный проект показал повышение прибыли за первые полгода работы, и сейчас направлению предиктивной аналитики уделяется очень пристальное внимание. Команда выросла уже втрое, несмотря на постоянный недостаток толковых людей на рынке труда. Сейчас есть планы получить 5 млрд рублей годовой прибыли за счёт предиктивной аналитики и машинного обучения.

Евгений Абакумов (Росатом) согласился, что специалистов по теме исчезающе мало, и на рынке труда за них идёт ожесточённая борьба. Помимо прочего, для компании «Росатом» любые проекты достаточного масштаба — это серьёзные препоны со стороны регуляторов, и развивать новые направления в таких условиях практически нереально. Соответственно, сейчас усилия инноваторов направлены в первую очередь на автоматизацию рутинных операций.

Роман Гоц (Bull) заметил, что сейчас для российских компаний существует ряд сложностей в области искусственного интеллекта — например, компании вроде «Росатома» не могут себе позволить строить ИИ на базе облачных сервисов Google или Amazon. Если разговаривать об использовании GPU (графический процессор) для обсчёта алгоритмов ИИ, то это целая область деятельности, которую нужно изучать отдельно — но, по словам Романа, бояться пробовать не нужно.

Продолжая тему, Роман отметил, что простой постановки задачи со стороны бизнеса недостаточно — нужна серьёзная компетенция data science, в которую нужно вкладываться заранее, чтобы иметь подготовленные кадры к моменту появления запроса.

Толчок к развитию искусственного интеллекта, по мнению Романа, появился в первую очередь благодаря запросам бизнес-пользователей, непрерывно подстёгивающим усилия по автоматизации тех или иных процессов. Соответственно, сейчас от CIO и CDO зависит, в каком направлении пойдёт дальнейшее развитие этого и похожих трендов.

Павел Кривозубов (Фонд Сколково) представил «взгляд с другой стороны песочницы». Что будет являться толчком к развитию искусственного интеллекта? Естественно, в первую очередь наличие рынка для подобных технологий — и, естественно, сами технологии в качественном и удобоваримом для заказчиков воплощении. Подобное совпадение можно сравнить с выходом айфонов и айпэдов — подобные девайсы существовали и раньше, но сделать их массовыми смогли только Apple. Они просто представили продукт в нужное время, когда рынок был особенно чувствителен к таким встряскам. Соответственно, такое произойдёт и на рынке ИИ.

Анна Мещерякова (ИРИ, Руководитель Центра Компетенций «ИТ+Суверенитет») выступила с докладом о роботизированном помощнике врача, позволяющем распознавать признаки тех или иных заболеваний на различных медицинских снимках и изображениях.

По словам докладчика, продукт уходит корнями в программное обеспечение для распознавания лиц, то есть признаки патологий на снимках распознаются благодаря алгоритмам, проработавшим тысячи и десятки тысяч паттернов — разработчики называют это оцифровкой врачебного опыта, в ней аккумулируется индивидуальный опыт множества врачей. Разумеется, в первую очередь продукт направлен на снижение рутинной нагрузки на опытных врачей и снижение вероятности ошибки, допущенной из-за банальной усталости и «замыленности глаза».

Также Анна продемонстрировала несколько прикладных решений, предназначенных для использования неквалифицированным персоналом, дабы расширить возможности для доврачебной диагностики патологий и заболеваний — даже, например, у себя дома.

Павел Кривозубов рассказал об открытии нового кампуса высшей школы управления в Сколково — совсем недавно церемония была проведена в присутствии первых лиц государства, и теперь подразумевается, что обучение молодых специалистов получит толчок к ускорению темпов.

Участники обсудили те качества, что требуются современному бизнесу, чтобы спокойно и уверенно двигаться в сторону внедрения инноваций без лишних сложностей — здесь нужно, чтобы персонал ИТ-департаментов во главе с руководителями изменили взгляд на инновации в принципе. То, что сейчас «пробуется» и «не получается», и стоит денег и усилий, на самом деле закладывает фундамент для дальнейшего развития и создаваемых компанией конкурентных преимуществ. В бизнесе на сегодняшний день очень мало «пассионариев», готовых пробовать — а это означает стагнацию. И это печально.

Гранд партнер


VIP партнер


Технологический партнер


Партнёр печати



Генеральный информационный партнер


Инфопартнеры